О борще и комарах - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 10 Июля 2016 00:00

О борще и комарах

Елена ВЕРУШ

В гости к Марии Адам­ченко мы с заведующей приютом Аллой Кашке­вич приехали на работу. А работа ее — дома, и должность она занимает несколько необычную — Мария Михайловна ра­ботает приемной мамой.

Мария всегда мечтала о большой семье. Но когда по­няла, что сбываться мечта не спешит, решила воплощать ее в жизнь сама. К этому време­ни у них с Вячеславом уже была Вероничка. До поры до времени дочка на все уговоры «купить» братика или сестрич­ку эти намерения решительно пресекала неизменным «Ни за сто! Я одна!». Да как говорит­ся, не было бы счастья да несчастье помогло: родитель­ских прав лишили Мариину сестру, и младшая Женечка оказалась в приюте. Вместе с мужем твердо решили племян­ницу забрать к себе. В приют поехали вместе с четырехлетней Вероникой. За три часа зна­комства с этим учреждением девочка не проронила ни зву­ка, а потом выдала: «Мама, забери Женьку. Мне не нужны ни наряды, ни игрушки — ее забери!» Тогда на племянницу была оформлена опека. А ког­да прав на воспитание старшей дочери был лишен и отец, у Марии с Вячеславом появилась третья дочка — Надюша.

Их небольшая семья к тому времени жила уже в Подороске. К деревне Мария привыкла: родилась в Новом Дворе, жила в Пограничном, замуж вышла в Масоляны. Свой жизненный маршрут она вообще меняла круто: получив специальность мастера-маслодела, работала на заводе в Берестовице, в колхо­зе стала дояркой, доросла до заведующей фермой. Уверяет, что перемен не боится. Поэ­тому и из-под крыла свекрови выпорхнула в самостоятельную жизнь, построив вместе с му­жем свое уютное и прочное «гнездо», где всегда много «птенцов». Так что своего Ма­рия все-таки добилась. А ста­ренький дом в нашем районе они нашли по объявлению. Были, конечно, дома и лучше, но место Марию зачаровало: лес, луг, речка, пение птиц и такая звенящая тишина, что уйти от нее нет никаких сил. Дом они привели в порядок, завели хозяйство, засадили ого­род. На работу ходили «в колхоз» (новые названия Мария игнорирует). А когда в семье появилась Надя, Марии Ми­хайловне предложили поменять и место работы, и специаль­ность. Так она стала приемной мамой.

Назвался груздем, говорят, — полезай в кузов! На мето­добъединении в СПЦ, куда ее пригласили в новом качестве, прозвучала информация о Ром­ке из приюта, которому очень нужна семья. Ночью Мария не сомкнула глаз, а утром уже знакомилась с мальчиком. Все вместе решили: семья у Ромы будет. Кстати, его родная мама восстановилась в правах, и сына ей отдали, а с женщиной, которая на время стала для него матерью, они общаются и сегодня. Потом были Мак­симка, Назар, Матвей… Мария с Вячеславом ни разу не по­зволили себе детей выбирать. «Это не платье, чтобы смотреть, подошло — не подошло, — объясняет приемная мама. — Детям семья просто необходи­ма, а по-другому и быть не может». Малыши у Адамченко, к сожалению, надолго не за­держиваются. Только сердце прикипит, а их либо в биоло­гическую семью вернут, либо на усыновление отдадут. Сейчас приемных детей здесь четверо, и снова есть маленький — Ар­тему всего полтора годика. Правда, этот «шустрик» на ногах стоит твердо и добежит куда захочет. Более того, и высота для него не преграда. Опекают Артемку все домаш­ние: старшие сестрички нян­чатся с ним не хуже мамы, Андрей с младшим построже — мужчина, что ни говори.

В большой семье, говорят, жить легче. Трудностей, конеч­но, хватает, и самое обидное, что идут они, в основном, от биологических родственников — после телефонных разговоров и встреч с ними ребенок ме­няется до неузнаваемости, а вернуться в прежнее русло каждый раз очень сложно. Страшно, когда дети болеют, когда жить мешают соседи, завидуя получаемым «миллио­нам» (почему же так мало тех, кто готов пойти на этот «лег­кий хлеб»?). Как и перемен, трудностей приемные родители не боятся. Может, потому, предполагает Мария, что им уже далеко не 20 лет. И с мужем они — одно целое во всех жизненных вопросах, и в мелочах, и в важных делах друг другу безоговорочно готовы подставить плечо. Еще одна причина — в семье любое дело делают все вместе. Полют гряд­ки, готовят обед, убирают или отдыхают — неважно. Огород у них ухоженный: прополота уже даже отплодоносившая клубника, на клумбах благоу­хают прекрасные лилии. Поря­док в хозяйстве: подсыпано зерно курам, так что мама только час назад вылупивших­ся цыплят успела насытиться, наполнены свежей водой емко­сти для уток, накормлена вьет­намская свинья, а значит, сыты будут и ее двухнедельные по­росята, резвятся за оградой козы, чему завидует сидящий на цепи песик, а потому и не дает он спуску нарушителям заведенного порядка. У девчо­нок плюс ко всему еще и женских забот хватает: пости­рать, поутюжить каждый день что-то надо (мама считает, что девушка должна уметь все: сегодня она с ней, а завтра от нее уйдет в самостоятельное плавание). В деревне дел всег­да невпроворот, но разве мож­но такой дружной командой с ними не справиться? И мама с ног от усталости не валится, потому что помощники есть, и дети всегда с готовностью от­кликаются на любую просьбу помочь. Ведь когда поставлена точка в делах хозяйственных, все дружно собрались — и пошли на речку: мама ноги помочила, а дети покупались (зимой всей дружной компани­ей на горку идут — на санках кататься). На озере, которое тоже рядом, купаться нынче запретили, поэтому довольство­ваться приходится тем, что есть. В выходные друг семьи пред­лагает им отдых «покруче», и тогда они куда-нибудь выезжа­ют все вместе на целый день.

Андрей в июне был в оз­доровительном лагере — понра­вился отдых, но по дому не­много скучал. Весело работа­лось всем и в трудовом школь­ном лагере. Дети довольны: и зарплату получили, и на по­ощрительной экскурсии побы­вали. Кстати, учатся все не­плохо, претензий особых у педагогов ни к кому нет. Нынче в семье одна выпуск­ница: базовую школу окончила Надежда и уже подала доку­менты на ветеринарное отделе­ние аграрного колледжа. Мария радуется любому успеху детей, с гордостью демонстрирует гра­моты и благодарности, цветы из бисера, вязанные крючком салфетки, рисунки. Но пере­живая за них, от семейных проблем не уводит никого — практически каждый вопрос должен обсуждаться на совете семьи, где каждый может вы­разить свое мнение, внести предложение и чем-то помочь. Это родители считают одним из главных составляющих сча­стья и семейного благополучия. И еще, добавляет Мария, детей надо любить — искренне, всем сердцем. Именно так они с мужем воспитывали Веронику, поэтому теперь, отлучаясь при необходимости из дома, мама абсолютно спокойна за всех и за все: дочка и обед приготовит, и накормит всех, и хозяйство досмотрит. Вероника у них вообще кулинар отменный: на дни рождения стол неизменно накрывает она. Эти маленькие семейные праздники они устра­ивают каждому, ни в коем случае не объединяя их. И в честь каждого обязательно устраивают салют — а разве можно объединить такое сча­стье? Шашлыки тоже стали у них семейной традицией, от которой не отказываются ни за что. «Даже, если после этого приходится варить красный борщ», — уточняет Мария. «А борщ-то при чем?» — переспра­шиваем, не понимая. «Комаров здесь много, вот восстанавли­ваем выпитую ими кровь, — смеется приемная мама. — Ко­маров полно, но и свеклы у нас хватает. Так что будем жить. А чтобы оставаться молодыми, будем воспитывать детей».

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2579 раз Печать
Другие материалы в этой категории: Не суняць гэты боль Повзрослел за годы войны