Жизнь прекрасна. Она продолжается. Сегодня в проекте "Моя деревенька" речь пойдет о Личицах, одной из самых близлежащих к районному центру деревень - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 24 Августа 2024 14:07

Жизнь прекрасна. Она продолжается. Сегодня в проекте "Моя деревенька" речь пойдет о Личицах, одной из самых близлежащих к районному центру деревень

Какая она, белорусская деревня? Разная. Большая и маленькая, густонаселенная и с двумя-тремя жителями, со всеми удобствами и где туалет на улице, с традиционными аутентичными домами и шикарными особняками за витиеватыми заборами… Столь непохожие друг на дружку деревни схожи лишь в том, что чистые, уютные, ухоженные, все в зелени. А люди, их населяющие, любят свою землю, холят ее и лелеют. Сегодня речь пойдет о Личицах, одной из самых близлежащих к районному центру деревень. Есть ли у нее отличительные черты? Кто живет здесь сегодня? Какое будущее ожидает это местечко?

Было. Есть. Будет

Личицы — деревня Субочского сельсовета, расположенная в 6 километрах от Волковыска и в 87 километрах — от Гродно. Через деревню протекает река Рось. Впервые в официальных документах была упомянута в XVII веке, как местечко Волковысского повета Новогрудского воеводства ВКЛ. После третьего раздела Речи Посполитой перешла в состав Российской империи, находилась в Волковысском повете Слонимской, потом Литовской, потом Гродненской губернии. В 1836 году здесь имелись пять дворов и два хутора, численность населения — 22 человека. В 1897 году — это уже настоящая деревня, где в 26 домах проживало больше 200 человек. В 1939 году вошла в состав БССР, став центром Личицкого сельсовета Волковысского района Белостокской области. Была оккупирована гитлеровскими войсками с начала Великой Отечественной войны до середины июля 1944 года. Война унесла жизни 13 сельчан. После войны входила в состав Мачулинского, позже — Субочского сельсовета Волковысского района. Находилась в составе сельхозпредприятия, носящего нынче название КСУП «Заря и К». Согласно данным переписи населения наибольшее количество жителей — до 250 человек, здесь было зафиксировано в конце 1950—начале 1960-х годов.

Есть в деревеньке и достопримечательности, которые могут заинтересовать любого туриста-краеведа. Взять, например, церковь, которую некоторые информационные источники и православные верующие по территориальному расположению относят к д. Колонтаи. История ее такова. Примерно в 1642 году была построена деревянная Троицкая церковь. А в 1871 г. недалеко от нее, между деревнями Личицы и Колонтаи, была построена новая Крестовоздвиженская церковь, каменная, с колокольней и тоже каменным ограждением. Старая церковь первоначально оставалась на своем месте и считалась приписной церковью. В ней имелось напрестольное св. Евангелие, выпущенное в 1858 г., которое было подарено императрицей Марией Александровной в 1864 г. В 1871 г. книга была перенесена в новую церковь. Какое-то время старая церковь и новая стояли рядом. Потом деревянную церковь перенесли на кладбище и использовали в качестве часовни. Это произошло в начале ХХ века. Сейчас от нее остались руины, напоминающие затонувший корабль. В 1930 году новая церковь была закрыта, так как сгорела крыша в результате пожара, возникшего из-за удара молнии. В 1995 г. прихожане начали активно принимать участие в восстановлении храма. В 1997 г. храм был освящен. В июле 2005 года указом епископа Артемия новым настоятелем храма Воздвижения Креста Господня был назначен иерей Александр Вечорко. С этого времени был сделан внутренний и внешний ремонт, произведено благоустройство территории и установлены новые купола. Крестовоздвиженская церковь хорошо сохранилась, в ней до сих пор регулярно проходят богослужения.

DSC_0157

В XIX веке имением владел род Грабовских, представители которого построили в Личицах усадьбу. Сам усадебный дом не сохранился, напоминанием о тех днях остались одна хозпостройка и часовня-надмогилье Грабовских, расположенная на кладбище недалеко от деревни. В годы Первой мировой войны окрестности деревни не раз становились ареной боевых действий. Сохранилось кладбище, где захоронены солдаты, погибшие в то ужасное время. Есть, конечно, и памятник советским павшим воинам.

Когда-то Личицы были обычной белорусской деревней, где дома с печным отоплением по обе стороны дороги, где туалет и колодец на улице, где сараи с коровами-свинками-курами, где картошка растет на пяти-шести сотках. Где много детей гуляют на улице, а на каждой скамейке сидят бабушки, судача о том, что было, есть и будет. Сейчас, если судить по тому, что видишь мимолетно, угасания деревни в ближайшем будущем не предвидится. Нежилых домов мало. Зато много подвергающихся грандиозному ремонту, готовящихся, судя по внешнему виду, в ближайшем будущем принять молодых и перспективных хозяев.

Радости много, но грусть не проходит

На самом краю деревни стоит красивый дом под № 29 с ухоженным участком. На скамейке, рядом с сердитым котом и глухим старым псом, устроилась уже не молодая миловидная женщина. Валентина Семеновна Оскирко охотно рассказала о себе, но фотографироваться отказалась.

— Вот котик вместо меня позировать хочет, — улыбнулась, посадив питомца на стол.

DSC_0221

Женщина не местная. Родилась и выросла в соседней Украине, там, где жить тогда было легко, хорошо, богато и комфортно. Детство и молодость Валентины Семеновны прошли в Черкасской области, недалеко от Умани, в непосредственной близости от районного в то время городка Тальное. Красивые места, доброжелательные люди до сих пор вызывают у женщины приятные ностальгические воспоминания. В них входит и встреча с белорусским парнем Петром:

— Я работала в колхозе бухгалтером. Возвращаюсь как-то домой, вижу, возле дома сестры Тони стоит большая машина. Захожу к ней, вижу, сидит семья сестры и гость за столом, ужинают. Отметила про себя, что симпатичный парень. Но не придала этому значения, думаю, приехал-уехал, что о нем думать. А он снова к Тоне приехал, нашел какой-то новый повод. Потом снова. В конце концов, признался ей, что увидел меня и сразу влюбился. Что хочет познакомиться. Так мы познакомились, а через неделю он сделал мне предложение стать его женой. Через месяц сыграли свадьбу.

Петр был родом из Мостовского района. Молодая семья жила на Украине, в Тальном. Большой дом построили, хозяйство завели, дочь Татьяну воспитывали. В общем, все было хорошо. Как и в большинстве семей огромного Союза Советских Социалистических Республик.

— На Украине мы прожили 12 лет. Петя окончил лесотехнический институт, после которого ему предложили работу по специальности в Волковысском районе, в Росском лесничестве. Он приехал посмотреть, а родители и брат уговорили его остаться, — рассказала Валентина Семеновна.

Даже сейчас в ее голосе чувствуется некоторая обида. Сама-то она не хотела покидать родные места, где имела хорошую работу, где дочь училась в хорошей школе, где родная семья в любое время приходила на помощь. Ждала жена, мечтала, что муж одумается и к ней вернется.

— Однажды он позвонил и сказал, приезжай ко мне, а то я женюсь. Как потом оказалось, просто пугал меня, но я поверила и начала собираться в дорогу. Перед этим соседка разложила карты на то, как мне будет жить в Белоруссии. Они показали, что все будет хорошо, — вспомнила украинка вечер прощания с Украиной.

Так и получилось. Впрочем, в те годы не было особой разницы, в какой республике жить. Особенно если брать Россию, Белоруссию, Украину. И даже Молдавию с Литвой, Латвией и Эстонией сюда можно добавить. Огромное сходство во всем: климат, менталитет, нравы, ценности и т. д.

DSC_0243

— После своего пятикомнатного дома квартира в Росском лесничестве не очень мне понравилась. А вот люди, с которыми встретилась, пришлись по душе. Когда мы уезжали в приобретенное в городе жилье по ул. Победы (мужа перевели работать в Волковысский лесхоз), с соседями расставаться было жаль. Часто думаю сейчас, как могли произойти в моей родной стране такие события? Как такие одинаковые люди могут так по-разному думать? Как можно было поверить западным манипуляторам, не видеть, что их призывы и действия тех, кто повелся, ведут к гибели страны, — вопрошает женщина.

Она счастлива, что не принимала участия в событиях, происходивших и происходящих в Украине, что даже не присутствовала в родной стране в это время. Ее симпатии были и остаются на стороне тех, кто ценит прошлую тесную связь русских, белорусов, украинцев, представителей других стран бывшего СССР, других национальностей.

— Что для нас западные страны? Особенно их предводители и лидеры. Разве считают они моих бывших сограждан людьми? В своих целях уничтожили страну и народ, — Валентина Семеновна расстроилась.

Она интересуется событиями, происходящими в мире, смотрит новости каждый день. Но все-таки ближе женщине повседневные хлопоты и общение с дочерью и внучкой. К сожалению, муж Валентины Семеновны умер два года назад. А год назад она пережила вместе со своими девочками еще одну потерю — смерть зятя.

— Вот так и остались мы втроем — я, Танечка, и Ярославка. Хорошие они у меня, добрые, умные, красивые. Помню, как мой Петя ожидал прихода девочек. Я бы с радостью и с украинской родней общалась, но не могу. Не знаю, что и говорить, чтобы и их не обидеть, и себя не расстроить, — с горечью произнесла белорусская украинка.

Деревня Личицы стала для Валентины Семеновны родной. Но домой, туда, где малая родина, ей все равно очень хочется. Надеется женщина, что наступит тот день, когда она с дочкой и внучкой (а может, к тому времени и с правнучкой) приедет в красивые места детства, проедет по Украине с одного конца в другой, обнимет родных и близких… И ничто их разделять не будет.

А пока она вместе с другими сельчанами радуется, что деревня оживает, что сюда приезжает жить молодежь, что почти нет пустующих домов, что приусадебные участки цветут и благоухают.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 6261 раз Печать