Недуг возникает из-за нарушения развития головного мозга и характеризуется выраженным дефицитом взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
К первым признакам необычности поведения, замеченным родителями, относятся парадоксальные восприятия, присущие человечку в пеленках. Как известно, первое проявление социальности ребенка в младенчестве — набор поведенческих реакций, именуемый «комплексом оживления» (улыбка, зрительное сосредоточение, движение рук и ног при виде лица или при голосе взрослого). У большинства наблюдаемых малышей «комплекса оживления» вообще не было, дети не улыбались и не возбуждались при звуке голоса родителей. Радость или беспокойство вызывали висящая над кроватью декоративная тарелка, картина или игрушка. В ряде случаев у них отсутствовала характерная для нормы избирательность. Ребенок рос, но не просился на руки, а будучи в объятиях мамы, не прижимался к ней, не обвивал шею руками, оставался вялым и безразличным к ласкам.
К концу первого года жизни парадоксальность поведения становится более отчетливой. Дети постоянно пассивны, не интересуются новыми игрушками, быстро выпускают предметы из рук. Возникают какие-то стереотипные движения руками: их скрещивают, держат перед глазами, причудливо переплетают пальцы.
Ребенка 3-5 лет привлекают пуговицы, камешки, катушки и характерные звуки при их подбрасывании либо постукивании. Некоторые открывают и закрывают двери, чтобы услышать скрип. Вслушиваются в шуршание разрываемой бумаги. Излюбленное занятие многих — переливание воды.
Малыши бурно реагируют, если не в том порядке стоят предметы на полочке, появилась новая занавеска, с вешалки сняли пальто. Очень часто они строго избирательны в одежде. Родители не могут заставить их надеть новую пижаму, рубашку. То же и в еде: нередко предпочитают питаться только одним блюдом, игнорируя прочие.
Себя они называют «ты» или «он», других людей — «я».
В дошкольном периоде родители замечают странные интересы ребенка. Он увлечен дорожными знаками, водопроводными кранами, печатными рекламами, номерами телефонов, разными условными обозначениями, иностранными словами. Кто-то испытывает сильное влечение к огню, кто-то — к железнодорожным рельсам.
У многих есть несомненные музыкальные способности, некоторые хорошо рисуют. Одновременно усиливаются нарушения коммуникативной функции речи, изменяются интонации, в лексике возникают штампы, своеобразные акценты, ударения, слова растягиваются. Характерны неадекватные страхи: боязнь меховых предметов и игрушек, лестницы, лифта, увядших цветов, свечей, лампочек, часто — незнакомых людей. Многие опасаются идти по улице, думая, что на них наедет машина, или заходить в транспорт, так как им кажется, что может произойти авария.
У них выраженный страх темноты. Испытывают неприязнь, если испачканы руки; раздражаются, когда на одежду попадает вода.
На улице, в общественных местах «люди дождя», как окрестили страдающих синдромом аутизма, производят впечатление слепых или глухих. Ходят мимо людей и смотрят «сквозь» них.
К сожалению, число людей, у которых выявлен аутизм, начиная с 1980 годов, резко выросло, и пока не отслежено, повысилась ли реальная распространенность расстройства. При раннем поведенческом вмешательстве малышу можно помочь. Но наука пока не знает методов, способных полностью излечить от аутизма. Лишь наблюдение за поведением и движениями малыша, похожими на «реакции» робота, позволит распознать недуг. Одного симптома недостаточно. Важно наличие характерной триады: 1. недостаток социальных взаимодействий; 2. нарушенная коммуникация; 3. ограниченность интересов, повторяющийся репертуар поведения.
Ребенок ведет замкнутую внутреннюю жизнь, активно отстраняется от внешнего мира, бедно выражает свои эмоции.
Точный диагноз поставит только специалист по расстройствам аутического спектра, порекомендует образовательные методы коррекции.
Татьяна Ильинова, врач-валеолог зонального ЦГЭ.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.