Во-первых, Международный день защиты детей. Во-вторых, Всемирный день родителей. О как! Вот у меня в детстве эти два праздника прекрасно сочетались. Ступая на порог лета, я открывала для себя прекрасную пору самых больших школьных каникул — три месяца, а мои родители — все прелести самого большого трудового отпуска — 56 «учительских» дней. «Доброжелательные» односельчане (всем привет!) по этому поводу любили пошипеть с едва скрываемой завистью: «От, работка ў настаўнікаў! У школе ў чысціні і цяпле і водпуск летам 56 дзён!» Так ведь мало того, мои родители завели еще «дурную» моду каждый год мотаться «на юга». Что в переводе на беззавистный язык нормальных добрососедских отношений означало — съездить к далеко живущим родителям, чтобы помочь. А сделать это действительно получалось только раз в год, летом, с «отпускных». Но на то она деревня, чтобы говорить было о чем.
Три месяца каникул — это была целая жизнь. Не у телевизора — а за книгами. Потому что список литературы был не маленький, а не прочитать все книги за лето было стыдно. Не за компьютером — а в хлопотах по хозяйству. Потому что детей наравне со взрослыми ждали прополка огорода у дома, картофеля, сахарной и кормовой свеклы в поле, заготовка сена, походы в лес за земляникой, малиной, черникой, заготовки на зиму. Не с телефоном — а с друзьями. Потому что в перерывах между помощью родителям нас ждали стадион, речка и просто лавочки для семечек. Мы разговаривали, шутили, ссорились, мирились и снова дружили не онлайн в социальных сетях, а вживую!
Сегодня, глядя из окна родительского дома на чаще пустующие детские площадки, одинокий стадион, встречая бесцельно снующих подростков или сидящую по принципу «каждый в своем телефоне» компанию, я с ностальгией вспоминаю вечернюю жизнь, которая начиналась в моей тогда еще деревне после трудового дня. Справедливости ради надо сказать, что обустроенный агрогородок ХХІ века по степени активности и общения до сих пор так не превзошел деревню века ХХ-го. И уже, наверное, не превзойдет…
Во всей череде порой недетских летних забот отдельно всегда стояла так называемая в деревне «калейка». Для тех, кто не застал это ставшее уже историей действо, объясняю — так называлась очередь пасти стадо деревенских коров. А держали буренок практически в каждом дворе. Из шести дочерей моего деда, участь иметь домашнюю «молочку» от своей коровки миновала только тетку, предусмотрительно вышедшую замуж и уехавшую за мужем на ПМЖ в областной центр, и, как ни странно, мою маму. По всей видимости, как младшую в роду. Но отсутствие конкретно в нашем хозяйстве коровы никак не лишало мою семью всех «прелестей» ухода за этим животным. Потому что буренки были и у деда, и у каждой тетки в сарае. А толоку в деревне, как известно, никто не отменял. Потому заготовкой сена занимались буквально все, от мала до велика.
И между прочим, от этой «коровьей напасти» не спастись было даже на «югах». Родители отца тоже держали не меньше двух молочных кормилиц. Иметь свое молоко, а вместе с ним домашние сметану, творог, масло, сыр, простоквашу и даже йогурт в деревне было не только делом доходным, но и просто нормой жизни. Считалось, что негласный закон «в деревне все свое, а значит натуральное, полезное и вкусное» с лихвой должен были компенсировать постоянные хлопоты, бесконечные заботы и нелегкий труд не только в летнее время. Но так не только считалось, но и всего лишь казалось…
Во всяком случае, я уж точно не настолько любила пресловутое парное молоко от своей коровки, чтобы вставать ни свет ни заря и ложиться далеко за полночь, как это делали мои родственники. Но такого взрослого режима перепадало и нам, детям. Особенно в «калейку». Это был тот самый случай, когда мода на корову в каждом дворе откровенно радовала. Ведь чем больше буренок в деревне — тем длиннее очередь их пасти, а значит тем реже выпадала «калейка». И все же несколько раз на лето нам, детям, перепадало «счастье» гнать коров на пастбище и караулить их там весь день. Ни телефона тебе, ни Интернета! Представили масштабы катастрофы? И книгой особо не зачитаешься: коровы под настроение ходить могли весь день…
Зато сколько было радости и гордости от того, что ты помогаешь взрослым! Знаете, от души сказанное дедом «дзякую, дзеткі, за калейку» дорогого стоило. И останется с нами, внуками, навсегда. Как и вкус того самого, деревенского, своего, еще теплого, потому что только из-под коровы, молока — сливочный, сладковато-солоноватый с едва уловимым привкусом свежей травы и хорошо ощутимой горчинкой, если буренка (по недосмотру пастушков) съедала полынь…
Эх, сколько хорошего и полезного мы впитываем с молоком матери! В детстве часто слышим: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Будучи взрослыми, любим поворчать: «Молоко за вредность давать надо…». Не знаю, как вам, а мне до сих пор хочется увидеть ту самую молочную речку с кисельными берегами из сказки… Заметили, как много в нашей жизни завязано на молоке?
Но. Все течет, все меняется. Немодным становится кормить ребенка грудью. Редко кто в деревне держит свою коровку. Современные молодые мужчины не умеют косить, женщины коров доить, дети — сено ворошить. Потому что молока и самых разных кисломолочных продуктов на полках магазинов на самый изыскательный вкус. Оно, конечно, хорошо. Жизнь становится легче, жить становится проще. Вот только ценится все, в том числе и молоко, как мне кажется, меньше…
С первым днем лета вас! С Международным днем защиты детей! С Всемирным днем родителей! И… С Всемирным днем молока! Пусть лето, как и молоко, станет для нас всех лучшей компенсацией за вредность и будет только на здоровье!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.