Напомню важнейшие требования.
Во-первых, техническое состояние транспортных средств, их узлов и агрегатов должно отвечать требованиям ПДД, правил и руководств по их технической эксплуатации. Обязательно прохождение гостехосмотра в установленном порядке.
Во-вторых, каждый автомобиль должен быть оснащен всем необходимым: минимум двумя противооткатными упорами для подкладывания под колеса и деревянной подкладкой под пяту домкрата, аптечкой знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, огнетушителем. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны укомплектовываться дополнительным огнетушителем. Кроме того, при направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью более 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспособлением, в зимнее время — дополнительно цепями противоскольжения.
В-третьих, техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Необходимо исключить утечку топлива и масла. На бортах автомобилей-самосвалов должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись: «Не работать без упора под поднятым кузовом!».
И еще одно обязательное требование: водители и трактористы-машинисты должны проходить предрейсовый медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами.
Не допускается:
выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки специальной подставки (козелка);
использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпич и тому подобное).
Во избежание несчастных случаев важно также неукоснительно соблюдать правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструмента. Стационарное оборудование и станки должны устанавливаться на прочных фундаментах или основаниях, и надежно закрепляться. Опасные места необходимо ограждать. На станках должны быть предохранительные приспособления с прочным прозрачным экраном для защиты глаз, а в случае невозможности их применения при работе необходимо использовать защитные очки или щитки). Работающий должен стоять на деревянном решетчатом настиле с расстоянием между планками не более 30 мм.
Электродвигатели, оборудование с электрическим приводом, а также пульты управления необходимо надежно заземлять (занулять).
Ввод в эксплуатацию нового или прошедшего капитальный ремонт оборудования производится только после его приема комиссией с участием работников службы охраны труда организации.
Работы с применением грузоподъемных кранов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров, а также грузовых тележек, грузовых тележек с подъемными устройствами должны производиться с соблюдением требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165.
Ручной инструмент (как находящийся в инструментальной, так и выданный на руки) должен осматриваться не реже одного раза в квартал лицом, ответственным за исправное состояние инструмента, а также непосредственно перед применением работающими.
Здесь приведена лишь часть основных правил, несоблюдение которых оборачивается тяжелыми травмами и даже гибелью людей. Транспортные средства, оборудование, инструмент и механизмы используются практически в каждой сфере деятельности и в каждой организации. Поэтому руководителям, ответственным должностным лицам так важно знать все эти правила и добиваться их неуклонного выполнения.
Людмила КОЛЕСНИК, главный специалист по охране труда Волковысского райисполкома.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.